muzejsveta (muzejsveta) wrote,
muzejsveta
muzejsveta

Category:

Наталья Никулина: "Чтобы продлить день - включаю свет..."

Подсвечник (Павлин) (647x700, 221Kb)


Подсвечники Павлины. 19 век.

***
чтобы продлить день -
включаю свет.
чтобы продлить свет -
зажигаю лампадку.

Подсвечник (Эльф) (488x700, 63Kb)

Подсвечник Эльф.

***
твёрдый орешек света
катаю во рту
совершенствуя артикуляцию.

Подсвечники (Рыбак и охотник) (398x700, 141Kb)

Подсвечники. Рыбак и охотник. 19 век.

* * *
ах, эти дырочки в тверди,
через которые льётся тот свет,
делаясь всё твёрже и твёрже,
пока не станет твердыней.

ах, эта твердыня,
о которую бьёшься и бьёшься,
высекая первые проблески ума,
искры прозрения,
огонь желания,
свет любви...

ах, этот свет
духовного озарения.


Подсвечники, Европа, 18 век (324x700, 40Kb)

Подсвечники.Европа. 18 век.

Подсвечники и их родственники канделябры появляются еще в культуре этрусков. В тоже время в Древнем Египте был миф о рождении бога Солнца Ра из выросшего на холме цветка лотоса. Ра победил тьму, избавил людей от страха ночи, принес свет. Подобные мифы известны и в других культурах, поэтому их традиция и породила изготовление устройств для размещения источника света в виде стилизованного цветка.
Подсвечники всех видов обычно имели ножку-стойку, иногда выполненную в виде треножника, или стилизованных лап животных у крупного собрата-канделябра. А гнезда для свечей оформлялись в виде чашечки цветка с отогнутыми лепестками. Они как бы хранили традиции представлений и мифов о зарождении жизни, началом которой дало разделение тьмы и света.
Канделябры имели длинную историю развития. Начинали они как обычные шесты с закрепленными емкостями для свечей. Выполнялись из различных материалов – дерева, тростника и глины, меди, бронзы, алебастра и мрамора. Каждая эпоха приносила в форму подсвечников свои мотивы.

Канделябры выполнялись в виде гладкого стволе или шеста, с рогами-листьями на верхушке. Именно там на плоских тарелках или в неглубоких сосудах помещались свечи. Иногда они свешивались как плоды или цветы с ветвей на коротких цепочках.

Светильники иногда приносились в храм как посвящение или жертва, так же особо богатые изделия размещались в частных домах. Лучшие представители племени светильников собраны в коллекциях музеев Рима, Флоренции, Неаполя, Мюнхена, в Лувре и Британском музее.

Смена эпох нашла свое отражение в истории развития светильников – во времена Возрождения они стали богаче, появилась традиция украшать древко листьями, орнаментами, даже фигурками. Множество таких канделябров находится в Венеции и других городах Италии.

В XVI-XVII веках подсвечники в основном изготавливали из олова, бронзы и серебра. XVIII век принес железо в качестве материала и роскошные формы рококо в оформлении. Канделябры освещают площади , улицы и залы дворцов. В это же время появляются первые фарфоровые подсвечники. А с XIX века кованое железо в производстве заменяют литым чугуном. История развития подсвечников

Подсвечник № 1, Европа, 19 век (342x700, 39Kb)

Подсвечники.Европа. 19 век.
Tags: Антология. Никулина. Подсвечники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments